5. Флористический (ботанический) скетч

Цель сегодняшнего занятия: Изучить  особенности ботанического скетча создать 3 скетча по уровням сложности.

Ботаническая иллюстрация  — это искусство изображения растений. Важна точность изображения формы, цвета и их мельчайших деталей.  Тут важно знать морфологию растения, различные подробности их жизненного цикла.

Отличительной чертой классической  ботанической иллюстрации является светлый фон, каллиграфическое название на латыни и изображение не просто цветка с натуры а как бы идеального цветка и его листьев. Также обязательно изображение не только цветка, но и отдельных его частей,  включая семена.

Ботанический скетч  подразумевает зарисовки растения только с натуры, возможно и его окружения, т.е места, где растет это растение. В скетче  важно зарисовать строение растения, т.е. разобраться с принципом соединения лепестков, листьев, того как они крепятся. Форма семян, бутонов, тычинок и других важных частей растения обычно тоже присутствует в зарисовках.  Важно зарисовать как, выглядит цветок с разных ракурсов, это мне кажется основное отличие ботанического скетча от иллюстрации. Другое отличие — это то, что иллюстрация — законченное художественное произведение, а скетч может быть не законченным! Скетч может быть сделан  в цвете на половину, например, не все цветы обязательно нужно прорабатывать в цвете, лично мне будет достаточно прорисовки их строения, обозначения фактуры и т.п., тут уже каждый сам решит, что должен содержать его скетч для каждого конкретного цветка. Скетч может быть проработанным на столько, на сколько это важно тому, кто его рисует.  Ведь в каждом растении вас могут заинтересовать совершенно разные моменты. Но точность передачи натуры -важна!

Упражнение №1.

На формате А5, используя акварельную технику с прошлого занятия, зарисовать садовое культурное растение. Примеры брать в интернете.

Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм (просмотр аналогов)
  • Компоновка будущего скетча + работа цветом
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и обводка ручкой (учитывая толщину линий и штриховку)

История ботанической иллюстрации

Возникло это искусство в XVI веке и имело сугубо практическую цель — лекарям нужно было лучше узнать лекарственные растения. Точное их изображение и скрупулезное описание было необходимо для создания лекарств. Первый художник, имя которого дошло до нашего времени — это Конрад Геснер, он создал тысячи изображений различных частей цветов. Гейснер жил в Швейцарии в XVI веке.
С развитием естественных наук и ботаники в частности развивалась и ботаническая иллюстрация. Особого расцвета она достигла в XVIII веке с развитием полиграфии. В XX веке все большую популярность завоевывала фотография. На первый взгляд она могла бы заменить ботаническую иллюстрацию. Но ничего подобного не произошло. Только человеческая рука, взгляд и восприятие способно создать гармонию скрупулезной точности и образности, показать растение на одном рисунке с нескольких сторон.

С чего начинается работа над ботанической иллюстрацией

Конечно с тщательного изучения своей «модели». Нужно очень внимательно изучить конструкцию цветка — строения лепестков, листьев, стеблей. При анализе растения очень важно внимание к мельчайшим деталям: как цветок крепится к черенку, особенности расположения листьев, какие формы у мельчайших деталей цветка — пестиков, тычинок, прожилок, бутонов. Если проигнорировать всё это или изобразить неточно, не удастся правдоподобно изобразить цветок, передать его характер. Не менее важно правильно передать пропорции отдельных частей цветка, например, очертания чашелистиков, тональную окраску венчика, толщину лепестков.
Следующим этапом должен быть анализ степени освещенности. Как направлена освещенность? Каковы особенности окраски цветов? Этот этап позволит правильно определить необходимые краски на палитре и выбрать точное цветовое решение картины.

Основываясь на выбранной композиции или компоновке деталей растения необходимо выявить особенности линейно-конструктивной основы цветка. Именно она поможет передать общую форму растения, его пропорции. Затем, учитывая особенности используемой техники изображения, красочного материала следует определить колористический строй, который позволит точно отразить тональные и цветовые соотношения.

Начинающим художникам обычно советуют запомнить четыре основных формы цветов:

  • Диск. Именно такая форма у нежной ромашки или строгой герберы.
  • Конус. Эта форма принадлежит многим многолетним цветам, которые расположены на одном стебле, в частности лилиям, гиацинтам, амариллисам.
  • Сфера и полусфера. Многие цветы имеют сложное строение, в состав их словно бы входят множество цветков или они состоят из множества лепестков и в соцветии они имеют форму сферы. К таким цветам принадлежит роза, гортензия, пион.
  • Комбинированная. Конечно, это самая большая группа цветов. В них гармонично сочетаются все три перечисленные выше формы. Это нарциссы, орхидеи, ирисы, петуньи и многие другие цветы.

Наиболее популярные приёмы акварельной живописи для ботанической иллюстрации

Специфика акварели — особая прозрачность красок, поэтичность изображения. Правда, акварель — одна из наиболее сложных техник для начинающих художников. Хотя, многие могут возразить, есть начинающие художники, мгновенно схватывающие все приемы акварельной живописи. Сложность акварели состоит в том, что работу уже нельзя переделать, в отличие от картин, написанных маслом или нарисованных карандашами.
Для овладения приемами акварельной живописи необходимо освоить техники отмывки, лессировки, детализации, алла-прима, заливки.

Заливка — это равномерное покрытие поверхности бумаги акварельной краской. При помощи этого приёма создается фон картины, он позволяет передать тончайшие переходы и оттенки цветовой гаммы. А приём отмывки позволяет откорректировать уже готовое изображение.

Алла-прима даёт возможность при создании изображения создавать очень плавные переходы различных оттенков цвета. Сложность этой техники состоит в необходимости работать быстро и точно. Если краска успеет высохнуть до создания изображения, могут образоваться потеки.

Лессировка — это постепенное нанесение слоев акварельных красок один на другой. Результатом таких наслоений будут разнообразные и тончайшие оттенки цвета.

Среди современных художников-мастеров ботанической иллюстрации, работающих в технике акварели, особой любовью пользуются картины австралийского художника Пола Джонса.

Его акварели с «портретами цветов» экспонируются в крупнейших музеях мира: Смитсоновском музее в Вашингтоне, в музее искусства и археологи Эшмола в Оксфорде и многих других. Ботаническая иллюстрация становится всё более популярной. Так что у приступающих к освоению этого замечательного направления живописи есть возможность получить свое, довольно значительное место в искусстве.

Впрочем, если мировая слава не привлекает, всегда можно найти практическое применение полученным навыкам. Ботаническая живопись чрезвычайно популярна, её используют при оформлении чехлов для телефона, ею можно украсить свитшот или любимую подушку. Но главное, что может быть прекраснее, чем возможность самим творить красоту! Рисуйте в стиле ботанической живописи, делайте этот мир ещё более прекрасным и гармоничным.

Упражнение №2.

Создать флористический скетч на формате А5 с помощью преподавателя в формате-мастер класса.

    Упражнение №3.

    На формате А4 создать ботанический скетч с натуры в трех ракурсах.

    Этапы выполнения задания:

    • Мозговой штурм (просмотр аналогов)
    • Компоновка растения в трех ракурсах
    • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
    • Корректировка и проработка цветом
    • После высыхания доработка ручкой