16. Скетчноутинг. Финальное мероприятие.

Зачем нужны скетчи?

Еще с школьных времен нас приучили конспектировать. Мы дословно записывали все сказанное на уроках, лекциях, да так и привыкли вести бездумные записи, которые потом не то, что перечитывать не хочется — они даже в памяти абсолютно не откладываются.

А что, если вместо традиционных конспектов, мы будем делать скетчи? Тогда эмоциональная связь со спикером становится крепче — мы вслушиваемся в каждое слово, стараясь выделить главные мысли для их фиксации в скетчах, мы выражаем в рисунках свое отношение к говорящему и к теме доклада, и конечно же такие заметки не только хочется перечитывать самостоятельно, ими еще и можно поделиться со всем миром (в социальных сетях так точно). И не бойтесь заниматься скетчноутингом, если вы никогда не умели рисовать.

Как делать скетчи?

Скетчи можно делать в любое время — во время совещания, в процессе обучения, и даже чтобы скоротать время в очереди. Практикуйтесь в этом деле ежедневно, и тогда вы отработаете свою технику, и скетчи будут получаться с каждым разом все лучше. Главное — не откладывать и регулярно пополнять свой «визуальный кэш» (своего рода склад с картинками-заготовками на разные темы, чтобы изобразить одной картинкой адронный коллайдер или, скажем, интернет-маркетинг, не составило труда).

Для того, чтобы начать рисовать скетчи, важно знать их традиционную структуру.

Вот 10 базовых элементов, которые есть в большинстве скетчей:

  1. Заголовок— начните именно с этого элемента. Напишите тему встречи (доклада), нарисуйте спикера.  
  2. Типографика — играйтесь со шрифтами в своих скетчах. Выделяйте крупными буквами самые важные моменты. Это может быть как предложение, так и одно слово.  
  3. Диаграммы и рисунки — используйте 5 базовых элементов для изображения идей и мыслей: квадрат, круг, треугольник, линию и точку. Вы удивитесь, но с их помощью вы можете нарисовать абсолютно все.  
  4. Надписи от руки — не бойтесь просто записывать какие-то важные моменты. Обычным почерком. Скетчи — они на то и скетчи, что объединяют в себе визуальное и вербальное.
  5. Разделители— чтобы не запутаться в собственном творении, используйте разные рамочки, подчеркивания, просто линии, с помощью которых вы будете визуально отделять одни идеи от других.  
  6. Стрелки — с их помощью можно связывать блоки, направлять взгляд в нужной траектории.  
  7. Маркеры абзаца — всевозможные звездочки, точечки, галочки помогут расставить нужные акценты в скетчах.
  8. Иконки — используйте один и тот же набор графических элементов для обозначения какой-либо идеи. Это сэкономит вам время (не нужно будет придумывать новый образ для одного и того же сообщения).
  9. Рамочки— обводите важные сообщения в рамочки.
  10. Сигнатуры— подписывайте свои скетчи, если вы хотите делиться ими с другими людьми.

Вот 7 основных моделей скетчноутинга:

  1. Линейные— стандартное расположение информации, по принципу того, как мы пишем в тетрадях обычные конспекты.  
  2. Лучеобразные — в центре ключевая идея (заголовок), а от него лучами, подобно спицам в колесе велосипеда, идут ответвления в виде подробностей.
  3. Вертикальные —запись идет по принципу инфографики, сверху вниз.
  4. Траекториальные — как правило, это структура, подобная буквам Z, C или W, а также естественная зигзагообразная структура.  
  5. Модульные — разделяет информацию скетча по разным модулям. Подходит в тех случаях, когда у вас мало бумаги, а докладчиков на конференции много. Каждому спикеру присваивается отдельный модуль, в рамках которого фиксируются его идеи.
  6. Небоскребы — проще сказать, скетчи «в столбик». Также подходят, когда докладчиков много, а места для записей мало.
  7. Попкорн — хаотичная структура, записывается информация по мере поступления. В попкорне сложно разобраться сторонним читателям, а порой и самому автору.

Так как скетчи — это не просто фиксация услышанного, но и выражение личности автора, то важно дополнять свои работы комментариями (наблюдения, несогласия, свои идеи), юмором, а также экспериментировать с фишками (новые элементы, свои собственные шрифты).

Упражнение.

Создать визуальную заметку.