2. Азы композиции. Азы колористики

Цель сегодняшнего занятия: Изучить основные законы композиции и цветоведения.

Основы композиции

Композиция

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции — это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей». Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного — это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение.Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.

Упражнение №1.

Используя тушь и черную ручку создать композицию при помощи пятна на формате А4 3-4 шт.

Этапы выполнения задания:

  • Компоновка в листе (определить расположение каждого рисунка)
  • Создание пятна
  • Промежуточный просмотр, поиск образа (по примеру теста Роршаха)
  • Корректировка и обводка ручкой (учитывая толщину линий)

Основы цветоведения

Основы цветоведения— важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве. Мы не будем останавливаться на физических характеристиках цвета, не будем разбирать принципы аддативного и субстрактивного синтеза и углубляться в изучение синтеза цветовых потоков. Не будем сравнивать оптический синтез и синтез красок. Это не является нашей задачей. Наша задача заключается в том, что- бы выделить все основное, первостепенное, не углубляясь в научные исследования. Основы цветоведения именно для художников- вот что нам нужно. Единственным замечанием будет то, что для работы над изучением материала нам нужны будут хорошие краски. Для изучения цветоведения нужна гуашь хорошего качества.

1. Цветоведение — начало. Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении. Красками вы этого скорее всего не сможете сделать. Если и можно, то нужно очень постараться, подбирать цвет к цвету, и все это делается хорошей художественной гуашью. Но мы- же не можем отвечать за качество красок, верно? А потому и делаем это смешением более чем трех цветов. В физике цвета основных цветов может и три, но у нас будет немного больше.

2. Спектральный круг. Проще считать, что основных цветов спектра есть двенадцать.

  • Все спектральные цвета называются хроматическими.
  • Все остальные цвета получаются путем смешения основных.
  • Серый белый и черный называются ахроматическими.

Дополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре. Они друг-друга дополняют, то-есть, когда дополнительные цвета расположены рядом, то они усиливают друг друга, «зажигают».

Основы цветоведения

   Основы цветоведения- основные характеристики цвета:
1.Название цвета — цветовой тон
2.Светлота — тон
3.Насыщенность — напряжение, чистота. Какова насыщенность цвета, насколько он чист, сколько его.
4.Тепло — холодность

Упражнение №2.

Сделать цветовые растяжки акварелью (1 — цветовая заливка, 2 — тональная растяжка, переход из цвета в цвет).

Этапы выполнения задания:

  • Компоновка в листе (определить расположение каждого прямоугольника)
  • Проработка вслед за преподавателем
  • Просмотр, у кого как получилось

Упражнение №3.

Создать композицию на формате А5, используя акварельное пятно и черную ручку с дорисовкой.

Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм, генерация идей композиции (иллюстрация, открытка например)
  • Компоновка в листе (определить расположение композиции)
  • Проработка акварельным пятном
  • Промежуточный просмотр на предмет компоновки пятна и поиска образа
  • Прорисовка черной ручкой
  • Просмотр, у кого как получилось