10.Композиция. Ритм.

Картинки по запросу енот елисей

Цель сегодняшнего занятия: Изучить  связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.

Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.

 

Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.

Похожее изображение

Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.

Картинки по запросу орнаментальный фриз

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

 

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

Различают несколько видов композиций и форм орнамента.

Прямой ленточный

Картинки по запросу прямой ленточный ритм

Центрический замкнутый

Похожее изображение

Прямой сетчатый

Картинки по запросу Прямой сетчатый ритм

Упражнение №1.

Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.

Картинки по запросу ритм в композиции

Ход работы:

  1. Закомпоновать квадраты и основную композицию
  2. Заполнить один квадрат
  3. Устроить мини-просмотр с последующей корректировкой
  4. Заполнить остальные
  5. Завершить работу финальной композицией

 

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

35-ritm-kompozitii

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Ритм в композиции

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

Ритм композиции в картине

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!


Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Ритм композиции - спираль

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Сбой ритма, аритмия в композиции

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

Композиция

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):Ритм в композиции современной фотографии

Упражнение №2.

На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.

Похожее изображение

Ход работы:

  1. Мозговой штурм;
  2. Эскизирование 1 — 3 шт;
  3. Обсуждение и определение итогового эскиза;
  4. Компоновка на формате;
  5. Проработка итоговой работы.