Самооценка и уверенность в себе

Самооценка – это набор представлений о себе, что возможно для меня, а что нет, какое я место занимаю среди других людей, как отношусь к своим успехам и неудачам.

Самооценка оказывает очень сильное влияние на то, как живется человеку. Если самооценка адекватная, а цели разумные, то человек живет легко и спокойно, он доброжелателен и открыт, уважает себя и окружающих.

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Зачем нам нужна самооценка?

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности
  • Функция развития, самооценка является толчком к развитию личности

Виды самооценки

В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная
  • адекватная
  • завышенная

От того, к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности, напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы завышенная самооценка продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

 

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

 

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам: человек, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Такие люди уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие начинают избегать их общества.

Формула самооценки

 

Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Стремление повысить самооценку проявляется в двух тенденциях:

1) стремлении повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех («играть чтобы выиграть»);

2) снизить притязания, чтобы избежать неудачи («играть чтобы не проиграть»).

Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

 

Избавиться от тягостных мыслей о своем несовершенстве можно и с помощью несложного упражнения. Например, если думаешь, что ты глупый, задай себе четыре простых вопроса:

  • Правда ли это? Знаешь ли ты это наверняка? Или все же что-то тебе удается? Неужели в твоей жизни не было абсолютно ничего хорошего? А как ты тогда перешел во второй класс, если ты такой глупый?
  • Как ты реагируешь, когда веришь в эту мысль? (Вспомни, как ты себя ведешь, когда считаешь себя глупым – например, стесняешься высказывать свои мысли вслух.)
  • Каким бы ты был, если бы знал, что это неправда? (Наверняка ты не боялся бы отстаивать свою позицию в споре, был более уверенным в себе, начал бы осознанно строить свою карьеру или поступил в институт.)

Сформулируй утверждение, противоположное по смыслу: «Я умный!» Найди три примера из своей жизни, которые подтверждают эту мысль. Например, ты великолепно написал сочинение в школе, прочел умную книжку и понял ее, или ты знаешь наизусть названия всех столиц мира… В конце этого упражнения ты заметишь поразительную вещь: тяготившая тебя мысль просто… исчезла!