Лидер и его выбор

1. Лидерство. Портрет лидера.

Лидерство — это процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, доверяют. Лидер может быть как назначенным (формальный лидер), так и выбранным группой (неформальный лидер). Последний не имеет никаких полномочий, он равноправный участник группы, к мнению которого по той или иной причине прислушивается коллектив.

Лидерство в психологии — процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Так что же такое лидерство? Кто такой лидер? Как вы сами считаете? Поделитесь мнениями в группе.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, предлагаем вам посмотреть следующее видео:

 

Обсудите положения из этого видео со своим преподавателем и группой.

 

2. Проактивность как выбор лидера.

Один из самых известных исследователей вопросов лидерства, Стивен Кови, в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» пишет о том, что действия лидера определяет его выбор. Осознание этого выбора и является таким навыком, как проактивность. Прочтите цитату и его книги:

Понятие ПРОАКТИВНОСТИ (или самостоятельности) включает в себя два слагаемых: АКТИВНОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Проактивный человек стремится стать субъектом, а не объектом действия. Его поведение обусловлено его же решениями, а не обстоятельствами. Он способен подчинять эмоции цели, проявлять инициативу и отвечать за себя. Проактивные люди сами несут ответственность за все, что с ними происходит. Их поступки являются результатом сознательного выбора, основанного на признаваемых ими абсолютных ценностях, а не продиктованы обстоятельствами или (и) эмоциями.
Как вы понимаете его слова? Согласны ли вы с ним? Вот, что сам Стивен Кови говорит об этом:

 

Из чего складывает проактивность? Вместе с преподавателем обсудите инфографику, которая была создана на основе книги Стивена Кова «7 навыков высокоэффективных людей»

 

3. Проактивная речь

В это сложно поверить, но во многом именно наша речь влияет на то, какой тип мышления мы используем: проактивный или реактивный. Сравните представленные реплики. Какие отличия вы видите?

 

Речь реактивной личности основывается на позиции обреченности, так называемой позиции «жертвы». Весь ее строй нацелен на уход от ответственности. «Я ни за что не отвечаю, у меня нет свободы выбора». Задание: прочитайте диалог преподавателя и студента, выделите реплики реактивной личности.

— Вы не отпустите меня с занятий? Я должен ехать на соревнования по теннису.

— Должны или предпочитаете? 

— Нет, правда, должен!

— Что будет, если вы туда не поедете?

— Ну… меня исключат из команды.

— Как вам нравится такой результат?

— Совсем не нравится.

— Иными словами, вы делаете выбор в пользу соревнований, потому что предпочитаете остаться в команде. А что случится, если вы пропустите занятия?

— Не знаю.

— Подумайте хорошенько. Каковы будут последствия пропуска занятий?

— Вы же меня не исключите, правда?

— Это было бы социальным, то есть искусственным, внешним последствием. Чем, по сути, грозит неявка на занятия?

— Должно быть, я не получу каких-то знаний.

— Верно. Так что вам предстоит взвесить и сравнить между собой эти два последствия — и сделать выбор. Я бы на вашем месте поехал на соревнования по теннису. Только при этом не стал бы говорить: «я должен» и «ничего не поделаешь».

— Я выбираю соревнования, смущенно пролепетал студент.

— И готовы пожертвовать занятиями? (со смехом воскликнул преподаватель)  Невероятно!

Вопрос: Как вы считаете, почему преподаватель со смехом отреагировал на слова студента?

 

Задание: проанализируйте свой круг забот и круг ответственности, подумайте, как вы можете изменить свои привычные реактивные реакции на проактивные.