Генерируем идеи!

О креативности часто говорят, но редко понимают, что это такое. Многие верят, что только отдельным личностям дан «дар» творчества, а все остальные должны смириться с участью лишенных воображения и скучных людей. Однако это в корне неверно! Все люди креативны, но большинство не осознает своей
креативности или не реализует свой потенциал полностью. Развитие творческих способностей – на удивление простая и приносящая радость вещь.
Личностные качества не столь важны, как способность высвободить собственные таланты, умение прислушаться к самому себе. Креативность интуитивна, и ее стесняет физическое или эмоциональное напряжение. Вот почему полезно гулять, заниматься физическими упражнениями, чтобы повысить как уровень своей креативности, так и общего самочувствия. Радость, свобода и креативность тоже связаны подобным образом. Трудно быть креативным в мрачной, авторитарной или ограничивающей среде.

 

Был ли у вас и ваших друзей опыт генерации идей? Посмотрите видео, где герои сериала «Теория Большого взрыва» пытаются найти решение задачи. Бывало ли и у вас такое?

 

Если узнаете себя, то вам нужно скорее овладеть тремя методами генерации идей!

Итак, начнем!

  1. Мозговой штурм

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Этапы мозгового штурма:

1. Сформулировать задачу. Это может сделать как лидер креативной группы, так и любой из ее участников. Как по форме, так и по содержанию определение задачи может быть каким угодно. Но два четко изложенных пункта в нем должны присутствовать обязательно:

  • Что нужно получить в результате?
  • Что является препятствием к получению желаемого результата?
  • Задача должна быть определена кратко и (желательно) задокументирована

2. Сформировать креативную группу. Наиболее результативным количеством участников считается 5–12 человек. Но вполне допустимо как меньшее, так и большее число «штурмовиков». Творческую группу необходимо разделить на две подгруппы: перманентные и временные участники. Последние являются эффективным дополнением к основному ядру группы.

3. Установить правила, обязательные для всех участников мозгового штурма. В каждой конкретной ситуации руководитель группы разрабатывает свои правила, но общий принцип таков:

4. Каждый участник должен высказать как можно больше различных идей. В случае мозгового штурма важным является не качество излагаемых мыслей, а их количество. Идеи формулируются при помощи коротких фраз.

5. В течение штурмового сеанса категорически запрещена всякая критика, иронические замечания или неодобрительные реплики.

6. Во время мозговой атаки принимаются все идеи, даже самые абсурдные и непрактичные. Здесь не место логике, и всячески приветствуется полет фантазии в любом направлении.

7. Юмор – отличный спутник мозгового штурма. Удачная шутка не только разряжает обстановку, но и способствует результативному мышлению.

8. У идеи нет авторского права, каждый из участников может «ухватить» высказанную мысль, скомбинировать ее со своей собственной, дополнить или улучшить – и подать как новую идею.

9. Все идеи, возникающие по ходу сеанса мозговой атаки, обязательно записываются. Возможно, это будет делать специально приглашенный человек, или каждый участник записывает свои идеи самостоятельно. Еще один вариант – писать все мероприятие на магнитофон.

10. После сеанса мозгового штурма участники проводят совместное обсуждение всех высказанных идей. Первым делом отбрасываются самые абсурдные и неприемлемые варианты. Оставшиеся идеи предлагается разнести по группам: самые полезные и наиболее легко выполнимые, самые перспективные и продуктивные, прочие.

Во время процедуры редактирования и анализа участники могут выдвигать новые идеи, а также дополнять, модифицировать и конкретизировать уже высказанные.

2. Модель Уолта Диснея

В 30-е годы Уолт Дисней почти разорился. Его компания должна была закрыться, а сам он попасть в тюрьму за долги. Этот метод спас его от долговой ямы, сделал известным на весь мир и принёс миллиарды долларов прибыли.

Позже, используя именно этот метод генерации креативных идей, хозяин мультипликационный студии создал свой знаменитый парк развлечений для детей

Для генерации сценариев, персонажей, музыки, декораций требовалось много свежих и креативных идей. Разделив своих подчинённых на три группы, Дисней распределил роли.

Мечтатели должны были выдавать сумасбродные идеи, вроде: семиглавый кенгуру ест зелёное мороженое, запивая сиропом из муравьёв.

Чем абсурднее идея, тем лучше. Стандартные методы отвергаются сразу. Благодаря таким вот идеям знаменитый парк Диснейленд чуть не стал парком инопланетян. Главной достопримечательностью должна была быть летающая тарелка, закреплённая на вершине высокого столба.

Критики выдавали свои едкие замечания по каждому удобному поводу. Их задача — критиковать без страха и стеснения.

Реалисты отмечали только жизнеспособные идеи, отвергая все остальное. Каждая идея могла пройти 3-4 круга, пока не развеивалась в пух и прах или не становилась в ряд других.

Теоретически методом может воспользоваться и один человек, примеряя на себя по очереди различные амплуа, как в известном методе де Боно.

Классический метод предполагает наличие трёх групп и одного человека, которым был сам Дисней. Хозяин Микки-Мауса мастерски улаживал конфликты и споры, если они превращали мозговой штурм в ледовое побоище. Пресекать пустые споры и гасить разгоревшееся пламя вражды необходимо в самом начале.

Используйте этот гениальный метод генерации идей, сделавший Уолта Диснея миллиардером. Создавайте новые шедевры мирового значения. Стройте свою волшебную страну грёз!

3. PMI: как обращаться с идеями

Этот метод придумал и использовал в своей программе CoRT Эдвард де Боно.

Р=Плюс (Plus) Что в идее хорошего – почему она тебе нравится;
М = Минус (Minus) Что в идее плохого – почему она тебе не нравится;
I=Интересно (Interesting) Что ты находишь интересного в идее.

Вместо того чтобы просто говорить, что идея тебе нравится или не нравится, ты можешь
применять PMI. Выполняя PMI, ты сначала излагаешь хорошие стороны, затем плохие, а после
этого – те стороны, которые не относятся ни к хорошим, ни к плохим. Ты можешь использовать
PMI как метод обработки идей, советов и предложений. Ты можешь попросить кого-нибудь
другого сделать PMI об определенной идее, или с такой просьбой кто-то может обратиться к тебе.

 

Подводим итоги

Итак, сегодня мы узнали о трех методах генерации идей:

  1. Метод мозгового штурма
  2. Метод Уолта Диснея
  3. Метод PMI

Какой метод вам понравился больше всего? Ну и, конечно, не забывайте держать в тонусе свое вдохновение! Познакомьтесь с советами по генерации идей, которыми поделился Никита Аверин (современный российский писатель, сценарист и блогер, автор книг в жанрах боевой и детективной фантастики).