Операции с объектами

В этой теме ты научишься базовым операциям, которые можно делать с объектами: создавать, удалять, перемещать, вращать, масштабировать. Но сначала нам нужно познакомиться с очень важным понятием — 3D курсор.

Что такое 3D курсор?

Когда ты нажимаешь по рабочей области левой кнопкой мыши, то видишь, что на место курсора перемещается «мишень». Это 3D курсор (Cursor в программе). У него очень много функций, с которыми мы познакомимся в течение курса. Сейчас же важно знать, что наш новый объект будет создаваться именно в том месте, где стоит 3D курсор. 

Как создать объект?

  1. Поставь 3D курсор в месте, где будет создан объект
  2. В нижнем контекстном меню нажми «Add» —> «Mesh» (горячие клавиши Shift+A). Выбери примитив:
  • Plane — плоскость
  • Cube — куб
  • Circle— круг
  • UV Sphere — шар
  • Icosphere— шар
  • Cylinder — цилиндр
  • Cone — конус
  • Grid — плоскость
  • Monkey — голова обезьянки (разработчики дали ей имя Suzanne)
  • Torus—бублик

Ты видишь, что при создании объекта мы можем выбрать из многих пунктов. Постепенно мы изучим многие из них, но пока остановимся на мешах — твердых оболочках объектов.

Как выделить объект?

Нажми на него правой кнопкой мыши. Объект приобретет желтый контур и появиться система координат для этого объекта.

Как удалить объект?

Выдели объект, нажми на клавиатуре Delete. Затем подтверди удаление: нажми клавишу Enter, либо левой кнопкой мыши на выпавшее окошко.

Перемещение, вращение, масштабирование

Перемещение объекта
Поворот объекта
Масштабирование объекта

В программе существует несколько способов изменить положение, вращение и размер объекта. Какой использовать? Выбирать тебе! Главное, помни — нажав левую кнопку мыши, ты применишь операцию, а если нажмешь правую — операция отмениться!

Первый способ

В окне инструментов слева выбери, что ты хочешь сделать с объектом (смотри картинку). Настрой изменение, как тебе хочется и нажми левую кнопку мыши, чтобы применить действие.

Второй способ

Для каждой операции существует своя горячая клавиша. Если ты будешь использовать их, то скорость твоей работы в разы повыситься! Выдели объект и нажми:

  • G — если хочешь передвинуть объект
  • R — если хочешь повернуть объект
  • S — если хочешь изменить размер объекта

Кроме того, ты можешь настраивать, по какой из осей ты будешь изменять объект или его положение! Для этого необходимо после активации функции (либо горячей клавишей, либо выбором на панели инструментов) нажать на клавишу оси, по которой требуется преобразование/перемещение. У нас есть три оси: X, Y, Z. Появится линия-подсказка, какую именно ось ты выбрал. Операция будет производится лишь по одной оси.

Например, вот что можно получить из кубика, если сначала нажать клавишу S, а затем Z. Масштабирование происходит только по оси Z

Если ты захочешь изменять/перемещать объект лишь по двум осям, то после активации операции нажми клавишу Shift + название той оси, которую ты хочешь исключить.

Например, вот что можно получить из кубика, если сначала нажать клавишу S, а затем
Shift+Z. Масштабирование происходит по осям X и Y

Третий способ

Самый надежный и точный способ настроить объект — вбить его параметры вручную. Это можно сделать в правой панели. Раздвинь ее, если тебе не видна полностью ее область. Выбери вкладку с оранжевым квадратиком (называется Objects).

Теперь ты увидишь три столбика,в которые можно вбить с клавиатуры значения положения, поворота и размера для выделенного объекта.