Ты мог заметить, что при использовании текстур они не всегда накладываются так, как тебе хочется: что-то растягивается, что-то обрезается. Ситуация обостряется, если нам нужно наложить разные картинки на один объект, например сделать кубик с цифрами.
Чтобы изображение накладывалось правильно на модель, были придуманы развёртки (UV Map).
Развертку можно строить автоматически, но иногда приходится делать это вручную.

Алгоритм настройки текстуры с помощью развертки следующий:
- Задать вручную ребра, по которым будет проходить разрез модели (Ctrl+E -> Mark Seam). Если этот пункт пропустить, то программа разрежет модель по всем ребрам.
- Выделить полигоны, которые должны быть в развертке.
- Создать развертку (U -> Unwrap).
- *Если ты хочешь сам создать текстуру (например, нарисовать или сделать в фотошопе), то сохранить шаблон развертки.
- Наложить текстуру.
- Задать наложение текстуры по развертки.
- Подкорректировать положение текстуры.
Пошаговое наложение текстуры при помощи развертки
На примере кубика с цифрами разберем наложение текстуры с помощью развертки по шагам.
-
- Создай куб и перейди в Edit Mode. Выдели ребра, как на рисунке (по ним будут проходить разрезы развертки).Чтобы перейти в режим прозрачности объекта нажми Z.
-
- Пометь ребра для разреза: Ctrl+E -> Mark Seam.
-
- Ребра приобрели красный цвет, то есть по ним будет проходить разрез нашей развертки
-
- Выйди из режима прозрачности объекта (клавиша Z). Выдели все полигоны и создай развертку: U -> Unwrap.
-
- Раздели экран на две части и перейди в одной из областей на вкладку UV/Image Editor.
-
- Включи синхронизацию выделения объектов на развертке и 3D модели (значок снизу). Теперь, выделяя элемент на одной из частей экрана, этот же элемент выделяется на другой части.
-
- Экспортируем развертку в изображение, чтобы мы могли нанести на ней свой рисунок: UVs -> Export UV Layouts. Напиши название файла, выбери папку и сохрани картинку.
-
- Открой сохраненный шаблон развертки в графическом редакторе и оформи грани кубика. Определять положение цифр можно с помощью пункта 6. Сохрани изображение, когда закончишь оформлять развертку.
-
- В окне 3D вида перейди в Object Mode. Для куба создай материал. Назначь ему Image Texture и выбери нужную картинку-текстуру.
- В пункте Normal выбери пункт UV (чтобы текстура накладывалась по UV развертке).
Особенности разворачивания примитивов и сложных моделей
Не все модели возможно развернуть также как и куб — без искажений граней и одним неразрывным полотном. На таком примитиве как сфера и на многих сложных моделях часто приходится отсекать швами целые части модели.


Оба варианта развертки сферы имеют свои недостатки. Первый — качество текстуры падает ближе к полюсам сферы, а на стыке полусфер очень легко допустить ошибки при текстурировании. Второй — нужно вручную выправлять концы развертки, рисовать по полюсам в любом растровом редакторе очень неудобно, но при этом такой вариант не испытывает тех же проблем, что первая развертка.

