Характерология I

Откуда взялась «характерология»?

Формирование личности происходит в соответствии с биологическим фактором и под влиянием социального фактора. Причем социальный фактор характеризуется усвоением той информации, которую допускает и принимает психика конкретного индивидуума.

Так человек, исходя из особенностей своей психики, усваивает определенные Стереотипы (устойчивые формы поведения, обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их (эти самые возможности) оптимально, т.е. с наибольшей эффективностью).

В результате избирательного усвоения и реализации поведенческих стереотипов формируется индивидуальный стиль поведения – Характер (совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности (характерных черт), складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения).

Выделяется ряд состояний психики: относительная норма → Акцентуация (усиление, заострение определенных психических свойств личности) → пограничное состояние → патология психики.

Характер каждого человека подобен коктейлю и состоит из ряда поведенческих тенденций (радикалов), смешанных в определенной пропорции и индивидуальных для каждого.

Люди, у которых 2-3 из этих тенденций находятся в состоянии акцентуации, как правило, добиваются наибольшего успеха («яркие личности»).

Каждая из тенденций будет рассмотрена в «чистом» виде. Наблюдения над каждой из тенденций проводилось наиболее полно в психиатрической практике, поэтому тенденции получили названия, использующие терминологию психических болезней. Для наиболее полного представления о каждой из тенденций и поведенческого анализа необходимо учитывать следующие факторы:

  • основание возникновения (биологический фактор);
  • воспитание (социальный фактор);
  • внешний вид;
  • мышление;
  • мимика/пантомимика, движения;
  • речь;
  • эмоционально-чувственная сфера;
  • общение, поведение, пространство;
  • как строить общение с индивидуумом;
  • условия, необходимые индивидууму для достижения результата.

 

Поведенческий тип «Истероид»

Биологические основания

  • недостаточный ресурс психики
  • подвижность психики (быстрое переключение внимания)

Социальные основания

  • особенности воспитания (повышенное безосновательное внимание, любовь)
  • конфликт самооценки (при столкновении с непризнанием)

Цель поведения

  • поиск признания и подтверждения исключительности
  • избегание нежелательного
  • => тип строится на имитации, иллюзии успешности, способен на суперпрезентацию, употребляет силы не на преодоление препятствий, а на создание и сохранение иллюзорного статуса (в собственном психическом пространстве и в сознании окружающих)

Задание: Рассмотрите видео-примеры истероида. Выделите особенности поведения этого типа радикала.

Поведенческий тип «Эпилептоид»

Биологическое основание

  • следствие гибели нейронов головного мозга приводит к снижению эффективности в обработке информации → нарастающее напряжение + ослабленная нервная система → возбуждение, раздражение.

Социальные основания

  • сдерживаемая возбудимость
  • жесткость воспитания (воспитание «в рамках»)
  • невозможность разрядки

Цель поведения

  • возбудимость, взрывчатость, неуправляемость, агрессия (особенно в детском возрасте) как способ разрядки психического напряжения. Все лишнее и неуместное, отвлекающее внимание, провоцирует раздражение
  • стремление к наведению порядка (в т.ч. организация личного пространства, временного распорядка) как средство подавления других людей

Задание: Рассмотрите видео-примеры проявления эпилептоидов. Выделите особенности поведения этого типа радикала.

 

Поведенческий тип «Параноид»

Биологические основания

  • незначительное поражение коры головного мозга => трудность переключения, застреваемость

Социальные основания

  • воспитание самостоятельности, направленной на достижение цели (такой человек очень рано познал самостоятельность, возможно были особые условия для этого)

Цель поведения

  • сильная нервная система, стремление довести задачу до конца. Характер лидера. Характерна сосредоточенность на решении социальных задач
  • крайнее проявление — формы паранойяльного бреда (на основе патологической переработки реальных жизненных ситуаций и конфликтов):
  1. преследования с определенной целью
  2. ревности
  3. реформаторства (мироустройство, социальные задачи)
  4. изобретательства
  5. убеждений
  6. ипохондрии («мнимый больной»)

Задание: Рассмотрите видео-примеры проявления параноида. Выделите особенности поведения этого типа радикала.