Целеполагание и колесо жизненного баланса

                  Наша жизнь – это векторное движение от одной точки до другой, от пункта А до пункта Я. Это движение от одной цели к другой: когда цель теряется из виду, движение завершается. Мы ставим цели ежедневно, даже ежесекундно. Выпить чаю, добраться до работы/учебы, совершить покупку, поступить в желаемый вуз – из таких мелочей складывается наш день и наша жизнь в общем. Только не все получается так, как планируется: чай нежданно-негаданно заканчивается, на автобус мы опаздываем, на понравившуюся модель не хватает, а в вузе ужесточают условия поступления… Ирония судьбы, неудача? Как бы не так!
                  Есть и другой тип людей – те, кого принято называть «везунчиками», «удачливыми». Но разве дело в благосклонности Фортуны? Нет, нет и еще раз нет! Тут лучше Энн Ландерс не скажешь: «Счастливый
случай обычно приходит переодетым – в одежде тяжелой работы, поэтому большинство людей его не
узнают». Те, кто чего-то добивается в этой жизни – не везунчики, это люди ЦЕЛЕустремленные, движущиеся к успеху ЦЕЛЕнаправленно.

1. Иерархия целей

Желания более высокого уровня мотивируют на исполнение простых целей, а те в свою очередь придают сил для конкретных действий.

Долгосрочные цели

К долгосрочным относятся цели длительностью 5-30 лет. В их основе лежит понимание вашего предназначения, миссии жизни. Можно сказать, что они закладывают базу для всей вашей жизни, придают ей смысл. Существует небольшой процент людей, которым не требуется четкое видение их жизни. Но для вас скорее всего осознание своей миссии принесет ощущение полноты жизни и придаст понимание, а зачем вообще двигаться вперед. Поэтому постановка данного типа целей закладывает основу вашей счастливой жизни.

Почему у долгосрочных целей такой разброс в длительности? Обычно это зависит от того, насколько вы подвижный человек, изменчивый. Если вы можете представить себе во всех деталях жизнь вашей мечты через 30 лет, то делайте это и ставьте такую длительную задачу. Большинство людей (и я в том числе) являются слишком подвижными, чтобы спланировать жизнь на 30 лет вперед, поэтому более популярными являются 5-летние цели.

Среднесрочные и краткосрочные цели являются промежуточными шагами к достижению вашей глобальной цели. Такой подход к этим целям дает сильную мотивацию двигаться вперед и достигать их.

Среднесрочные цели

Среднесрочные цели обладают длительностью в 1-3 года. Очень часто вы хоть и можете представить идеальную жизнь через 5 лет, но поставить конкретную, измеримую цель на данный срок не получается. Зачастую долгосрочная цель — это лишь общее направление движения. Тогда для него вы создаете среднесрочную цель на несколько лет, в рамках которой вы уже видите конкретные цифры и четкие результаты.

Это, пожалуй, единственный тип целей, который можно не ставить, если вы поставили измеримую цель на 5 лет. Но в моей практике такого еще ни разу не встречалось.

Краткосрочные цели

И все же для большинства людей активно работать даже со среднесрочными целями тяжело. Если создавать для него детальный план, то он очень громоздкий. Корректировать его и отслеживать продвижение трудно. Поэтому активная работа с такими целями превращается в сложную и неприятную рутину.

Здесь на помощь приходят краткосрочные цели с длительностью в 2-3 месяца. Такие цели оптимальны для текущей деятельности. Для них обычно можно построить детальный план с простейшими действиями, четко определить зоны роста и внутренней работы и т. д. Поэтому действовать по такому плану довольно просто. К тому же для любителей ставить цели в разных областях жизни здесь предоставляется прекрасная возможность. Хотя я все же рекомендую концентрироваться на одной цели за один прием.

Именно такая структура целей позволяет наиболее эффективно использовать свою мотивацию и осознанно двигаться к счастливой цели:

долгосрочные цели — уровень вашей миссии в жизни, ее смысла
среднесрочные цели — четкое осознание, куда вы придете через несколько лет
краткосрочные цели — оперативное планирование и промежуточные результаты.

Когда надо ставить новые цели?

Это важный вопрос. Заранее осознав ответ на него, вы избежите эмоционального выгорания. Иначе, вы столкнетесь с пустотой, когда достигнете вашу цель. Поэтому при приближении к цели на 80% необходимо пересматривать старую цель и ставить новую. Это не означает, что надо забросить свою старую цель. Вы просто выбираете новую цель, исходя из более глобальной, а старая цель достигается уже на автомате.

2. Метод рубежей (техника достижения целей от Радислава Гандапаса)

Посмотрите, что говорит о достижении целей знаменитый бизнес-тренер Радислав Гандапас. (Мы уже знакомились с ним на курсе публичных выступлений).

2. SMART — ставим цели правильно!

SMART является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. В дальнейшем различными авторами составлялись другие методики, связанные с целями. Так как они подгонялись под аббревиатуру SMART, существуют и другие расшифровки.

Specific

(Конкретная)

Цели должны быть предельно ясны и конкретны, чтобы все люди, вовлеченные в процесс их достижения, понимали, в чем они состоят.
Measurable

(Измеримая)

Цели должны быть измеримы, чтобы можно было узнать, что они достигнуты. Очень полезно  выделить не только конечные, но и промежуточные критерии оценки, чтобы иметь возможность проверить, насколько Вы продвинулись в достижении цели.
Achievable

(Достижимая)

Цели должны быть достижимы с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов. При постановке целей Вы должны чувствовать, что есть возможность достичь их в оговоренный срок. И в то же время, они должны быть достаточно сложны, чтобы было необходимо прилагать усилия для их достижения.
Relevant

(Согласованная)

Цели должны соотноситься с другими, более общими, а также со стратегическими целями, и работать на их достижение.
Timebound

(Определена во времени)

Для каждой цели должны быть намечены временные рамки. Требуется определить срок как для конечного, так и для промежуточных результатов.

3. Декартова схема

Есть немало приемов, помогающих выявить плохо осознаваемые стороны ваших целей. Большую помощь могут принести так называемые «Декартовы вопросы». Выбрав одну из своих конкретных целей, задайте себе четыре вопроса:

Декартова схема

1) Что случится, если я сделаю это? Добьюсь окончательного результата? Этот простой вопрос позволяет выявить то, что будет в случае достижения цели и как это на вас повлияет.

2) Что не случится, если я сделаю это? Этот вопрос позволяет вам выявить «вторичные выгоды». Он помогает разобраться в преимуществах нынешней ситуации и соответствующих ваших действий, — преимуществах, которые вы рискуете потерять, достигнув нового результата. Возможно, вам придется воздержаться от мелких радостей, хотя прежде вы никогда о них не задумывались (а если и задумывались, то не решались признаться себе, что цените их). Решать вам. Этот процесс только показывает возможности выбора. Конечно, экологическая проверка результатов требует честности перед собой и достаточного количества свободного времени, которое необходимо для неторопливого самоанализа.

3) Что случится, если я не сделаю этого (не добьюсь намеченного результата)? Этот вопрос подчеркнет цену, которую нужно будет платить за продолжение прежнего состояния. Напротив, решительное желание идти вперед может стать для вас именно тем побуждением, которое необходимо для осуществления изменений.

4) Что не случится, если я не сделаю этого? Этот вопрос ставит в тупик левое полушарие. Попытка ответить на него означает попытку обойти сознательное мышление и заставить мозг активизировать другие нейронные каналы, по новому обдумывая уже известное. Такая постановка вопроса может помочь вам осознать те ценности и внутренние силы, о которых вы никогда прежде не задумывались. Итак, старайтесь отвечать на этот вопрос скорее интуитивно, чем логически.

 

Каков секрет целеустремленных людей? Если вам интересно, то прочтите следующую притчу о цели:

Притча о цели
Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было
множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил
каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил:

– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем. Другой ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…
Третий сказал:
– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику
Арджуне и спросил:
– А ты что видишь, Арджуна?
– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.

Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
– Знайте: только такой человек может попасть в цель, ибо когда есть цель, то все остальное не имеет значения.